Виртуалистика 
   Центр Виртуалистики ИЧ РАН 
      История создания 
         Фролов И.Т. 
            Библиография 1956-1970 
            Библиография 1971-1980 
            Библиография 1981-1989 
            Библиография 1990-2001 
            Сайт Фролова И.Т. 
      Носов Н.А - основатель Центра 
         Труды Н. Носова 
            Библиография 
      Коллектив 
      Первый сайт Центра 
      Издания Центра 
         Список трудов 
   Страница ИГВ ИФ РАН 
      Наши координаты 
   Виртуальный центр Виртуалистики 
      Лаборатория Яценко Ю.Т. 
      Лаборатория Чеснова Я.В. 
      Лаборатория Михайлова А.Н. 
      Лаборатория Карпинского В.Л. 
      Лаб-ия управленческой виртуалистики 
      Лаборатория Жданова В.Ф. 
      Лаб-ия искусственного интеллекта 
      Лаборатория лингвистики 
      Лаб-ия проблем системных подходов 
      Лаб-ия виртуальной эргономики 
      Лаб. гуманитарной экспертизы городов 
Аретея 
Сообщество 
Виртуальная жизнь 
Виртуалистика в жизни 
подписаться
отписаться


 Виртуалистика > Центр Виртуалистики ИЧ РАН > История создания > Фролов И.Т.

Академик И.Т. ФРОЛОВ - основатель и
первый директор Института человека РАН

 

 

Краткая биография

академика И.Т. Фролова

 

         Родился Иван Тимофеевич 1 сентября 1929 г. в селе Доброе Добровского района Липецкой области. Окончив школу, он поступает на философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Закончив его в 1953 г. (отметим, что одновременно Иван Тимофеевич посещает занятия на философском и на биологическом факультетах), он поступает в аспирантуру, по окончании которой защищает кандидатскую («Детерминизм и телеология», 1958 г.), а затем и докторскую («Проблемы методологии биологического исследования», 1965 г.) диссертации. Можно сказать, что именно с этого времени Иван Тимофеевич навсегда связывает свою жизнь с наукой.

Академик И.Т. Фролов явился основоположником ряда крупных исследовательских направлений в философии. Его работы по проблемам философии естествознания, в частности биологии и генетики, были посвящены анализу мировоззренческих и методологических принципов познания живой природы. Исследуя проблемы детерминизма и телеологии в биологии, И.Т. Фролов обосновал концепцию «органического детерминизма», в которой вскрывается и теоретически утверждается многосторонняя, диалектическая связь противоположных аспектов функционирования и эволюции живой природы. Целесообразность в живой природе он рассматривал как сложную форму причинных отношений, которая характеризуется влиянием на организм не только постоянных факторов, связанных с непосредственными условиями его существования, но и факторов, случайных для этих условий. Под этим углом зрения им была проанализирована специфика взаимодействия «внешнего» и «внутреннего» на биологическом уровне («Жизнь и познание. О диалектике в современной биологии», 1981). Концепция органического детерминизма преодолевала крайности механистического детерминизма и телеологии, неоламаркизма и витализма, что позволило И.Т. Фролову показать «дополнительность» механицизма, противоположность диалектики и «лжедиалектики» (последнее понятие было введено в научный оборот И.Т. Фроловым). Огромное значение для развития отечественной философии и генетики имела книга «Генетика и диалектика», впервые опубликованная И.Т. Фроловым в 1968 г. В этой книге на основе анализа дискуссий вокруг генетики, имевших место в первой трети XX столетия как в отечественной, так и мировой науке, И.Т. Фроловым были вскрыты причины, методы и последствия разгрома отечественной генетики, была решена задача философского преодоления так называемого «лысенкоизма». Им была также разработана система методов биологии, которую он рассматривал как своеобразную «гносеологическую адаптацию» принципов материалистической диалектики к методологии биологического познания.

Анализируя проблемы социальной и биологической адаптации человека к последствиям научно-технического процесса, И.Т. Фролов одним из первых в нашей стране обратился к научному исследованию глобальных проблем современности. Им были определены критерии выделения этих проблем, разработана их типология, сформулированы основные методологические и социально-этические регулятивы человеческой деятельности в условиях обострения глобальных проблем. Глобальные проблемы И.Т. Фролов понимал прежде всего как социально-этические: лишь гуманный человек и гуманизированная наука, по его мнению, способны использовать созданные обществом новую технику и технологии во благо человечества. Эти идеи легли в основу философского обоснования выдвинутой И.Т. Фроловым концепции «нового мышления», восходящей к «Манифесту Рассела-Эйнштейна» и получившей частичное практическое воплощение в период «перестройки» в нашей стране («О человеке и гуманизме. Работы разных лет», 1981).

За исследования в этой области И.Т. Фролов первым из отечественных ученых был награжден премией ЮНЕП «Глобал-500».

Большое внимание И.Т. Фролов уделял разработке социально-этических и гуманистических проблем научно-технического прогресса, обратившись в связи с этим к вопросам этики науки и, более конкретно, биоэтики («Современная наука и гуманизм», 1974; «Прогресс науки и будущее человека», 1975). Им была сформулирована идея внутреннего единства познавательных, ценностных и социально-практических принципов в современной науке, «человеческого измерения» научного и социального прогресса, необходимости «нового синтеза науки и гуманизма».

И.Т. Фролов показал, что социализация и гуманизация науки позволят создать условия для перехода «века биологии» в «век антропологии» - век «единой науки о человеке», преодолевающей дуализм естественно-научного и социо-гуманитарного познания человека. В своих работах он постоянно проводил идею комплексного, междисциплинарного подхода к изучению человека, в соответствии с которым философия в рамках общей антропологии («человековедения») выполняет триединую – интегративную, методологическую и ценностно-регулятивную – функцию по отношению к наукам, во все большей степени становящимся науками о человеке. Практическим воплощением этих идей должно было, по мысли Ивана Тимофеевича, стать создание в рамках Академии наук Института человека.

И.Т. Фролов принадлежал к тем немногочисленным ученым, кому удавалось успешно сочетать исследовательскую и организационную деятельность в науке.

В 1980 г. ему поручается создание Научного совета при Президиуме АН СССР по комплексной проблеме «Философские   и   социальные   проблемы   науки   и   техники», бессменным председателем которого он являлся более 20 лет. Именно этот период - период, когда Иван Тимофеевич возглавлял работу Совета, - можно назвать, пожалуй, самым плодотворным в его деятельности. Это был период, когда в полной мере раскрылся не только его талант ученого, исследователя, но и крупного организатора. Достаточно сказать, что именно в эти годы им было опубликовано большинство работ, подготовлено и проведено множество совещаний, конференций и других научных мероприятий, среди которых в первую очередь необходимо упомянуть работу двух международных конгрессов, проведенных в Москве. Речь идет о VIII Международном конгрессе по логике, методологии и философии науки (1987 г.) и XIX Всемирном философском конгрессе (1993 г.), ставших важными событиями в истории не только отечественной, но и мировой философской науки.

По инициативе И.Т. Фролова впервые в системе академии наук были созданы Всесоюзный межведомственный Центр наук о человеке, журнал «Человек» и, наконец, Институт человека, бессменным директором которого он оставался до дня своей кончины 18 ноября 1999 года.

В качестве Президента Российского философского общества И.Т. Фролов явился инициатором проведения двух Всероссийских философских конгрессов, которые впервые после распада Советского Союза создали базу объединения российских философов.

Находясь на партийной работе: главный редактор журнала «Коммунист» (1986-1987 гг.), помощник Генерального секретаря ЦК КПСС (1987-1989 гг.), главный редактор газеты «Правда» (1989-1991 гг.), Секретарь ЦК КПСС (1989-1991 гг.) И.Т. Фролов продолжал свои философские исследования, спектр которых был необычайно широк - от социально-философских проблем развития науки и техники до сугубо экзистенциальных проблем смысла жизни, смерти и бессмертия. Широкую известность получили такие его труды, как «Генетика и диалектика» (1968), «Современная наука и гуманизм» (1975), «Прогресс науки и будущее человека» (1975), «Перспективы человека» (1979, 1983), «Сущность и значение глобальных проблем» (1981), «Жизнь и познание. О диалектике в современной биологии» (1981), «О смысле жизни, о смерти и бессмертии человека» (1985), «О человеке и гуманизме. Работы разных лет» (1989) и другие. Всего же из-под его пера вышло более двадцати книг и пятисот статей[i].

И.Т. Фролов был активным популяризатором философского знания. Под его руководством были созданы многие коллективные труды, среди которых особенно следует отметить принципиально новый двухтомный учебник «Введение в философию» (1990 г.), философско-энциклопедический словарь «Человек» (2000 г.), несколько изданий «Философского словаря» (последнее из них вышло в 2001 г.). Говоря об этой стороне деятельности И.Т. Фролова, нельзя не вспомнить также большой общественный резонанс, который имела его программа «Философские беседы», выходившая в 80-е годы на Центральном телевидении.

Более четверти века Иван Тимофеевич являлся профессором философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, дал путевку в жизнь не одному десятку кандидатов и докторов философских наук.

Плодотворная творческая и организаторская деятельность И.Т. Фролова получила признание как в наше стране, так и за рубежом: в 1976 г. он избирается членом-корреспондентом, а в 1987 г. – действительным членом Российской академии наук. Он являлся также почетным членом Международной академии истории науки, первым Вице-президентом Международной федерации философских обществ, действительным членом Европейского общества культуры и многих других международных организаций.

В своем последнем интервью журналу «Вопросы философии», опубликованном в связи с его 70-летием, Иван Тимофеевич говорил: «Я предложил озаглавить нашу беседу: «Загадка жизни и тайна человека» и добавить: «поиски и заблуждения», обозначив всего лишь два главных направления моих философских занятий и ограниченность их результатов: 1) исследование сущности жизни, философии и методологии биологического познания, включая его социально-этические, гуманистические компоненты; 2) комплексное, междисциплинарное изучение человека, человековедение, общую антропологию, в особенности философскую»[iii].

Кандидат философских наук

Г.Л. Белкина

Кандидат философских наук

В.Н. Игнатьев



[i] Список основных трудов академика И.Т. Фролова публикуется на сайте.

[ii] См.: «Вопросы философии», № 8, 1999.

[iii] Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. М.: «Художественная литература», 1956, т. 26, с. 413.

119992, Москва, Россия, Волхонка 14/1 строение 5, Центр Виртуалистики Института человека РАН



Разработано yans.ru