Виртуалистика 
Аретея 
Сообщество 
Виртуальная жизнь 
   Ресурсный центр 
      Библиотека 
   Новости-Обновления 
      Семинар "Виртуалистика" 
      Проекты 
      Технологии ВР 1995 
      Виртуальная реальность 1997 
      Виртуальная психология 2000 
      Виртуалистика 2001 
      1-ые Носовские чтения 2004 
      Виртуалистика 2005 
      IV Рос.философ.конгресс 2005 
      2-ые Носовские чтения 2006 
      3-и Носовские чтения 2008 
      Конф.Генезис категории ВР 2008 
      Филос.Вост.Единоборств-2010 
      4-ые Носовские чтени- 2010 
      Конструирование человека-2011 
      5-ые Носовские чтения-2012 
      6-е Носовские чтения-2014 
      1-я Конфененция памяти Я.Чеснова-2015 
      7-ые Носовские чтения-2016/17 
      2-я Конфененция памяти Я.Чеснова-2017 
      3-я Конфененция памяти Я.Чеснова-2019 
         Пролегомены 
         Словарные статьи 
            Виртуалистика 
            Виртуальная реальность (ВР) 
            Виртуальность 
            Психологическая ВР 
         Труды ЦВ ИЧ РАН 
            Словарь виртуалистики Вып. 7 
               Словник 
                  А - И 
                  К - С 
                  Т - Ю 
               Appendix 
            Не-виртуалистика. Вып. 12 
            Манифест... Вып. 15 
         Рефераты 
            Труды ЦВ 1990 - 2001 
            Н. Носов Вып. 18 
            Э. Асадуллин_Вып. 19 
            О. Анисимов Вып. 20 
            А. Михайлов Вып. 22 
            Я. Чеснов Вып. 23 
            Партитура виртуоза Вып. 24 
            Г. Юрьев и соав. Вып. 25 
         Труды ИГВ ИФ РАН 
            Медиц. и нов. технологии 
            Философ.науки 2007, № 8  
            Я. Чеснов Вып. 27 
            М. Пронин и Г. Юрьев Вып. 28 
            Я. Чеснов Вып. 29 
            М. Пронин Вып.34 
            М. Пронин Вып. 35 
         Статьи 
         Тезисы 
   Интернет-магазин 
Виртуалистика в жизни 
подписаться
отписаться


 Виртуальная жизнь > Новости-Обновления > 3-я Конфененция памяти Я.Чеснова-2019



XIII Конгресс антропологов и этнологов России, 2–6 июля 2019 г.
г. Казань

Секция «Тело человека и коммуникация (памяти Я.В. Чеснова)» – выдающегося отечественного этнолога и философского антрополога, – прошла в рамках симпозиума «Системы родства, связей и коммуникаций в истории человечества: антропологический аспект» на XIII Конгрессе антропологов и этнологов России, что состоялся в Казани со 2 по 6 июля 2019 года.

Руководители секции: доктора исторических наук Дмитриев Владимир Александрович и Островский Александр Борисович (Российский этнографический музей, СПб.).




* * *
Информация о работе секции № 5
(руководители – В.А. Дмитриев и А.Б. Островский)


На секцию № 5 «Тело человека и коммуникация (памяти Я.В. Чеснова)» было отобрано 24 доклада. Состоялось 11 докладов, поскольку 11 потенциальных участников не смогли приехать в Казань, а еще два прибывших ввиду собственных обстоятельств выступили ранее, на заседании других секций.
Первые четыре доклада были посвящены представлению, оценке вклада Я.В. Чеснова в антропологическую проблематику тела человека, в том числе в контексте коммуникации. Человеческая телесность – одна из его главных исследовательских тем в разные периоды творческой активности. В первом из прозвучавших докладов, подготовленном философом Н.А. Берковичем, были эксплицированы и охарактеризованы идеи Я.В. Чеснова, содержащиеся в его философско-антропологических трудах, опубликованных в начале XXI века, и выраженные автором посредством таких мета-понятий, как «родовое тело», «тело культуры» и др. подобными.
В докладах этнологов – А.Б. Островского и В.А. Дмитриева главным образом были затронуты, соответственно, вопросы метаязыка этнической культуры и ареальности ее функционирования, релевантные для творчества Я.В. Чеснова. Островский, основываясь на этнографических работах исследователя 1980-х – 1990-х гг., показал, что Я.В. Чеснову удалось очертить телесный код, используемый в культуре абхазов и чеченцев для описания базисных черт личности и мужской солидарности. В докладе Дмитриева основное внимание было уделено эволюции подхода Я.В. Чеснова от типологии хозяйственно-культурного типа к концепции антропоценоза, включавшей себя сочетание родового тела этноса и присущие ему экофильные установки.
Мемориальную часть завершил М.А. Пронин, длительное время, уже в XXI в., работавший вместе с Я.В. Чесновым и хорошо знакомый с его антропологическим «почерком» (на бумаге и в стиле жизни). Пронин подчеркнул, что у вдовы исследователя имеется значительный объем неопубликованного творческого наследия ученого (в том числе его завершенная монография) и что оно «находится в опасности».
В докладах М.М. Содномпиловой и Е.Н. Романовой различные открытые формы эмоционально-телесных проявлений, как одобряемые, так и неодобряемые, соответственно, в культуре монголоязычных этносов (монголов, бурят) и якутов. Анализировались нормативные/ненормативные позы, ситуации запрета на издавание звуков. Актуальность изучения телесно-коммуникативных норм в культуре якутов была подтверждена Романовой при освещении ею исследовательского междисциплинарного антропологического проекта «Холод», проводимого в Якутии. Значительный интерес вызвал доклад Л.И. Миссоновой, посвященный введению в научный оборот и предложенной ею трактовке каменных антропоморфных изваяний, несомненно рукотворных, присутствующих на российском Дальнем Востоке (приведены примеры преимущественно с Сахалина и Курильских о-вов). Миссоновой поставлена задача раскрытия заложенного в эти артефакты «мифо-ритуального смысла, который, предположительно, мог сохраниться в синхронных или последующих, дошедших до нас произведениях фольклора.
В докладе О.В. Воробьевой рассматривалась семиотизация телесных проявлений ценностных установок, эмоций и личностного «самоощущения» в целом, возникающая в ситуациях ролевых игр. В центре внимания было смысловое и телесное воплощение неизбежно присутствующей дилеммы игрок/персонаж, переживаемый и изображаемый им. О.В. Николаева в своем сообщении напрямую связала общественный запрет на вербальное упоминание некоторых частей органов человеческого тела (репродуктивных, выделительных и др.) и происхождение юмора и смеха. Доклад В.А. Воронцова был посвящен проблеме реконструкции телесных истоков близнечного культа. По мнению докладчика, исходным телесным прообразом этой культурной универсалии могли, гипотетически, выступать руки матери; примененная исследователем лингвистическая методика вызвала возражения у ряда слушателей. В сообщении единственного иностранного участника – К. Юхас рассматривались аспекты «государственного контроля за телами детей» (-школьников) в Венгрии. Сотрудница Венгерской АН проанализировала и оценила эффективность законодательного нормирования питания учащихся в зависимости от инфраструктурных условий функционирования венгерских школьных учреждений.
Заседание секции № 5 происходило в течение всей второй половины дня 04 июля. В обсуждении итогов приняли участие как руководители секции, так и ряд участников, прозвучали предложения о публикации подборки докладов по проблематике телесного кода в культуре в одном из этнологических изданий.
Участники секции единодушно полагают, что концепция антропоценоза Я.В. Чеснова является моделью, продуктивной для ее развития на различных этнографических материалах.
В.А. Дмитриев,
А.Б. Островский






# # #

119992, Москва, Россия, Волхонка 14/1 строение 5, Центр Виртуалистики Института человека РАН



Разработано yans.ru